ОРНИТОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОЛЕТОВ
Увеличение скоростей и интенсивности полетов в районах аэродромов привело к значительному увеличению случаев столкновений ВС с птицами. В основном случаи столкновений происходят на малых высотах: от 0 до 20 м —■ 45 % столкновений; от 20 до 40 м — примерно 20 ■%; от 40 до 60 м — 15—18 %. Но опасность столкновения с птицами существует и на достаточно больших высотах. Так, максимальная высота столкновения самолета с птицей зарегистрирована над западным побережьем Африки и составила 11 600 м.
Орнитологическое обеспечение полетов включает в себя: мероприятия по устранению условий, способствующих концентрации птиц вблизи аэродромов; мероприятия по отпугиванию птиц от аэродромов; мероприятия по обнаружению летающих птиц на пути движения ВС; оповещение экипажей ВС, находящихся в полете, о появлении птиц по курсу полета; мероприятия по выявлению птицеопасных условий полетов ВС в районе аэродрома.
Для устранения условий, способствующих концентрации птиц на аэродромах, производится вырубка кустарников, скашивание травяного покрова, осушение заболоченных участков, ликвидация доступа птиц к пищевым отходам пунктов питания аэропортов. Запрещено также использовать земли аэродромов для посева сельскохозяйственных культур, привлекающих птиц.
Мероприятия, предотвращающие условия концентрации птиц вблизи аэродромов, включают в себя: спиливание в начале гнездования верхних ветвей деревьев; запрещение строительства в радусе 15 км от аэродрома подсобных хозяйств (свинарников, коровников и т. д.); ликвидацию в радиусе 15 км свалок с пищевыми отходами; перепахивание окружающих полей с зерновыми культурами сразу же после уборки урожая; осушение мелких водоемов, болот,, скашивание высокой растительности в заболоченных местах и на берегах водоемов. Отпугивание птиц от аэропортов осуществляется путем стрельбы сигнальными ракетами, установкой отпугивающих средств, воспроизведением через громкоговорители криков бедствия птиц или сигналов опасности (рычание хищных животных и т. и.).
Мероприятия по обнаружению летящих птиц на пути движения ВС предусматривают осуществление: визуального контроля за орнитологической обстановкой, проводимого одновременно с наблюдением за взлетами и посадками ВС; постоянного контроля в радиусе до 100 км за опасной орнитологической обстановкой в период сезонных миграций птиц; радиолокационного контроля за орнитологической обстановкой в секторе захода на посадку с помощью ПРЛ на удаление до 15 км.
Для предупреждения столкновения с птицами в полете экипажам ВС необходимо выполнять следующие требования: внимательно производить осмотр воздушного пространства; осуществлять облет птиц стороной или над ними; включать посадочные фары с целью отпугивания птиц; включать обогрев стекол кабины пилота для повышения его «птицестойкости» на случай столкновения.
Мероприятия по выявлению птицеопасных условий полета в районе аэродрома включают в себя: сбор сведений о наиболее вероятных путях, сроках и высотах перелетов птиц в период сезонных миграций; сбор и анализ данных по столкновениям ВС с птицами; орнитологическое обследование местности, прилегающей к аэродрому, с привлечением орнитологов из местных учреждений.